Давайте поговорим о черном цвете. Вообще, размышлять о воздействии цветов на нас — занятие очень интересное: столько нюансов, столько эмоциональных оттенков могут они выражать; различные сочетания, даже разные пропорции внутри этих сочетаний — могут создавать совершенно уникальные смыслы. Тема эта безгранична и неисчерпаема, и сегодня мы сосредоточимся на самом главном из цветов — черном: как он воспринимается человеком, какую роль он играл в истории моды, как черный цвет используется в мужском гардеробе сейчас.
Черный нельзя назвать цветом в строгом значении слова, так как черный, по сути — это отсутствие цвета. В колористике для черного и белого есть специальные термины: ахроматические цвета. Черные предметы поглощают свет и не выпускают его обратно. В этой физической особенности уже есть нечто жутковатое, что дает нам один из ключей к пониманию характеристик черного цвета.
В первую очередь нас интересует восприятие черного в одежде. Какие же ассоциации может он вызывать у наблюдателя? Вот самые очевидные: траур, смирение, покорность, грусть; или противоположные: власть, сила (в связи с этим становится понятным сексуальный подтекст черного), строгость. Отсюда вытекают другие образы: тревога, отстраненность, обезличенность, тайна.
Как видим, черный цвет чрезвычайно многогранен и не исчерпывается парой-тройкой эпитетов. Именно поэтому его можно считать исключительно сильным, выразительным и функциональным. Черная одежда всегда была и будет мощным инструментом для создания образа. Давайте посмотрим, какие коды содержал черный в разные времена.
Черная одежда в истории
Уже в Античности черный являлся траурным цветом: погребальные шествия в Древней Греции были черными. Скорбь, страх смерти, тоска — вот смыслы, которые человек с незапамятных времен придавал черному цвету. В полную силу это его значение проявилось в Европе в Средние века. Этот период европейской истории, особенно его окончание, XV век, считается одним из самых дискомфортных в психическом отношении для человека. “Никакая иная эпоха не размышляла о смерти столь неотступно” (Й. Хёйзинга).
Черный цвет в одежде как знак утраты не потерял своего значения и в наши дни.
Черный как символ смирения, отстраненности от мира, всегда присутствовал в одежде духовенства. И это еще один важный код, который мы можем здесь распознать, и который закономерно будет применить к черной одежде вообще. Как было сказано выше, черный отрицает все остальные цвета. Облачившись в черную мантию, человек уходит от удовольствий и соблазнов этого мира. Более того, он сознательно отказывается от своей личности, становясь частью мрачного тревожного ничто. Но здесь нет отчаяния. В этом акте отрешенности от мира содержится надежда, надежда на преображение, это путь к свету через одиночество и покаяние.
Еще одну характеристику черного можно увидеть в мантии судьи. Черные одежды работников юстиции должны символизировать честность и непредвзятость, и здесь мы снова наблюдаем такие вариации значения, как отстраненность, безучастность, отказ от собственного “я”.
Черные мантии носили врачи в XVI-XVII веках. В последующие века черный продолжает быть их униформой: мантия сменяется темным костюмом, и вплоть до XX века, когда на смену ему приходит белый халат, доктора неизменно облачаются в черное.
Надо сказать, что производство черной материи в Средние века было делом дорогостоящим, и вплоть до XVI века, когда испанцы открыли индийский сандал в Мексике, черная одежда была недоступна простым людям. Во многом благодаря этому факту черный приобретает некий ореол значительности и статуса. Человек в черном в те времена, по-видимому, должен был чувствовать свою исключительность, принадлежность к сильной части общества. И здесь мы выходим на еще один важнейший психологический посыл черного цвета — обладание властью.
Вспомним моменты, когда черный в своей властной ипостаси достигает пика.
Опричники Ивана Грозного носили черные кафтаны и шапки и ездили на черных конях. Как известно, это были царские люди вне закона, обладавшие беспредельной властью, которые выслеживали изменников и выметали их прочь. Не случайно символами их были метла и голова собаки.
Еще одним примером тоталитарной элиты были, конечно, немецкие войска СС, черная форма которых, введенная в 1932 году, стала синонимом неограниченной власти и устрашения. Гиммлер как-то заметил: “Я знаю, есть люди, которым становится дурно от одного вида черного мундира. Мы отдаем себе в этом отчет и не ждем, что нас полюбят слишком многие”.
Введение черной формы для полиции (на самом деле она темно-синяя, но выглядит почти черной) в современной России представляется логичным решением в свете сказанного про связь черного цвета и обладанием властью (естественно, без прямых параллелей с предыдущими двумя примерами). Cвязующим звеном во всех трех случаях является частичный (в большей или меньшей степени) отказ от индивидуальности.
Черную одежду любят носить охранники всех мастей. Это тоже вполне объяснимо: есть желание внушать хоть какой-то авторитет, по крайней мере произвести первое впечатление, и на это вполне способен человек в черном костюме.
Вернемся к истории. На самом деле до начала XIX века мужчины, за исключением упомянутых выше профессий, не слишком любили черную одежду. А к XVII-XVIII векам в нарядности, яркости и разнообразии мужской гардероб мало отличался от женского:
Начиная с 1820-х годов мы наблюдаем интересное и труднообъяснимое явление, начало новой эры в моде, получившее название “великий мужской отказ”. Переход к черно-белому гардеробу произошел буквально в считанные десятилетия. В начале 1830-х вечерний мужской костюм должен быть черным (как вариант, синим). Летом допускались белые брюки, но уже через несколько лет “черные брюки или панталоны сделались непреложным законом”. Далее из обихода выходит цветной жилет, последняя яркая мужская вещь.
«И уже в 1850 году французский журнал “Journal des tailleurs” сообщает, что светский мужской костюм состоит исключительно из панталон, двух жилетов — белого и черного; черного галстука и еще одного, белого» (Джон Харви “Люди в черном”).
Главной причиной стремительного обесцвечивания мужского гардероба часто называют социальную нивелировку, которую мы можем наблюдать после буржуазной революции во Франции, но причина не только в этом: мода на неброскость формировалась в Англии как результат практических запросов мелкопоместных дворян, путешествовавших верхом, а не в экипажах — и затем распространилась повсеместно. Не последнюю роль также сыграли денди того времени; в частности, небезызвестный Джордж Браммел.
XIX век известен бурными технологическими переменами и утверждением капитализма в качестве господствующего уклада. На первый план выходят буржуазные ценности. Черный цвет в викторианскую эпоху приобретает смысл сдержанности и аскетизма, трудовая мораль того времени предписывала самоотверженно трудиться с целью преуспеяния. Деньги, а следовательно и власть, в этот период ассоциируются с черной одеждой в наивысшей степени. Мужской гардероб все больше и больше чернеет.
«В 1891 г году Оскар Уайлд отправляет в The Daily Telegraph письмо протеста против “одинаковых, как униформа, черных фраков, которые носят теперь” — черный казался ему “однообразным, скучным и унылым”.»(Дж. Харви “Люди в черном”).
На рубеже веков черный все еще носили повсеместно, но уже скорее по инерции. Женщина понемногу раскрепощалась, власть мужчин слегка ослабила хватку. Вскоре мрачный мужской гардероб стали разбавлять клетчатый трикотаж, серая фланель и твид различных цветов. В последующие годы XX века можно наблюдать постепенное вытеснение черного из повседневного обихода: лишь в формальной одежде даже в наши дни этот цвет прочно стоит на своих позициях.
Черный цвет сегодня
Конечно, черный цвет и в наши дни имеет те же ассоциации, что и в прошлом: глубинная человеческая психология никуда не исчезла. Но благодаря множеству стилевых направлений сегодня мы можем применять черный как угодно, создавая тысячи разнообразных оттенков настроения, играя различными цветовыми сочетаниями.
Черный часто предпочитают люди творческих профессий. Вот причины своей любви к этому цвету, которые называют архитекторы (журнал “Теория моды”, вып. 33):
- интровертный характер
- с целью подчеркнуть отстраненность от своих творений
- жизнь — грустная штука
- черный выражает тихую уверенность в тайне, которая направляет креативность в нужное русло
- в черный проще одеваться
- черный стройнит
Ну что ж, логичные причины: черный, действительно, цвет романтической меланхолии и ухода в тень. Но в то же время, это очень броский цвет. Одевшись в черно-белый наряд, вы без сомнения, будет замечены — весь мир цветной, и взгляд невольно выхватывает из толпы монохромную картинку.
Перейдем к практическим аспектам мужского гардероба.
Решающим моментом в создании законченного образа с использованием черного будет играть размер, занимаемая площадь относительно всего комплекта. При добавлении небольшого аксессуара (ремешка часов или перчаток, например) общий настрой картины остается почти нетронутым. И наоборот: с головы до ног одевшись в черное, вы кардинально меняете внешнее впечатление о себе. В зависимости от стиля одежды создается то или иное настроение: черный классический костюм задает тон формальности, деловой обстановки, надежности; черная кожаная куртка и джинсы заставляют взглянуть на человека совершенно с другого ракурса — бунтарь, маргинал, плохой парень, и уж точно не респектабельный джентльмен.
Многие считают черный универсальным безопасным цветом, который можно сочетать с чем угодно. Но мы видим, что это не такой уж безобидный цвет. Напротив, это сильный, эмоциональный, содержащий много отрицательных, порой зловещих, психологических аллюзий цвет. Поэтому использовать его нужно с большой осторожностью.
По поводу универсальности. То, что я вижу на улицах Москвы каждый день, побуждает сказать:
Черный костюм — не универсальный костюм!
Черная обувь — не универсальная обувь!
Мужчины, вся обувь которых состоит лишь из черных ботинок и туфель, думают, что решили проблему сочетаемости. А вот нет: тем самым они себя загоняют в рамки. Черная обувь не сочетается со светло-синими джинсами, коричневыми и любыми яркими брюками. Это очень и очень неудачная комбинация. Удручающая картина, даже если не брать во внимание уродливую обувь на фото саму по себе:
Здесь можно почитать подробнее о выборе между черными и коричневыми ботинками.
Черный костюм в наше время стал слишком формальным, не стоит носить его каждый день на работу, только если вы не охранник. Тем более если это чистый черный цвет, а не угольно-черный (charcoal) — темный, темный серый (как у Бонда на картинке выше).
Если пиджак двубортный, де еще присутствует жилет, это еще больше повышает градус формальности:
Еще одна довольно распространенная комбинация, от которой я бы советовал воздержаться: черная рубашка со светлым галстуком. Это выглядит либо наивно, либо наоборот — агрессивно, по-гангстерски (но при этом все-равно слегка комично):
Лучше уж не надевайте галстук вообще. Такой комплект из черной рубашки и пиджака может смотреться сексуально, но на мой взгляд, все же, претенциозно:
Еще раз: черный цвет не универсален, тем более когда это касается колорита вашей внешности. Это яркий и холодный цвет (подробнее в этой статье в сообществе color-harmony), и столько черного у лица пойдет далеко не всем. Из всех цветотипов только “зима” может без риска надеть подобный комплект (фото выше). У нас есть цикл статей, посвященных этому вопросу, где вы найдете подробное руководство по определению своего цветотипа. Базовые крупные вещи — пиджаки, рубашки, свитера — лучше подбирать из своей палитры.
Еще один важный момент: в одежде черного цвета как ни на какой другой заметна фактура материала. Поэтому здесь необходимо уделить большое внимание выбору качественной ткани. Дешевизна черного полиэстерового костюма или любой синтетической рубашки будет бросаться в глаза. С другой стороны, благодаря отсутствию цвета добротная шерсть, кашемир или хлопок будут оценены по достоинству окружающими.
С какими цветами можно сочетать черные предметы одежды?
Достаточно нейтральные и безопасные сочетания получаются с серым, бежевым.
Хорошо смотрятся вместе черный и приглушенный синий:
Интересный и эмоциональный эффект создается сочетанием черного и пурпурного:
Еще более эмоциональным, но уже с нотами драматизма будет тандем черного с красным. Но такое сочетание редко когда бывает уместным:
С осторожностью нужно комбинировать черный и белый у лица: это слишком резкое сочетание и должно соответствовать контрастности вашего лица.
К сожалению, та картина, которая есть сейчас, говорит о том, что в большинстве своем мужчины выбирают черный бездумно — лишь в силу устоявшегося стереотипа: «черный подходит ко всему и идет всем». Да, цвет функциональный и важный, обойтись без него трудно, но — границы у него тоже есть и довольно отчетливые, что мы и попытались сегодня показать.
Еще больше интересных материалов блога Yepman в социальных сетях:
ВКонтакте
Инстаграм
Канал в Телеграме
Привет! Меня зовут Роман, я автор блога Yepman. Мое кредо - писать о стиле просто, интересно и достоверно. Подписывайтесь на аккаунт блога в соцсетях, если хотите быстро узнавать о новых постах. Буду рад, если вы станете покупателем моего магазина мужских аксессуаров Four-in-Hand. Будем на связи, и спасибо, что читаете!
Спасибо за статью, Yepman!
Очень долгожданная и полезная. Давно задавался вопросом о чёрном цвете: в гардеробе есть рубашка чёрного цвета, которую не использую практически никогда. Приобреталась она просто из любви к чёрному цвету, а позже, читая статьи на вашем блоге, оказалось, что ахроматические цвета, вроде как, сочетаются с любыми другими. На практике же рубашка очень тяжело сочетается с большинством других вещей гардероба. Я как-то хотел задать вопрос о чёрных рубашках, но в этой статье эта тема практически раскрыта.
Лично мне ещё нравится сочетание чёрного элемента одежды со светло-коричневым/хаки. На подобие такого: lh3.ggpht.com/-CeVTy2hWpeQ/UXQlxJjKmvI/AAAAAAAABL4/B6Bs5zU8Bxs/s1600/Dag%252520111.jpg
Или такого: cdn1.lockerdome.com/uploads/9a88fabeed4a84806243b7cc442f9280386ea293129ecb7df33d70edb9cb8ccc_large
Что Вы скажете? Насколько удачна такая комбинация?
Алексей, да хаки очень близок к бежевому. Как я сказал, бежевый вполне гармонирует с черным. Правда, мне не очень нравится стилистически сочетание на втором фото: пиджак слишком формален для таких брюк и обуви.
Спасибо за ответ. Да мне и на первом сочетание одежды не нравится. Просто фото с красивым стилем и нужными цветами не смог нагуглить. :)
Кстати, хотел ещё отметить, что, на мой взгляд, забавно: я часто ношу чёрный трикотажный свитер со светло-коричневыми чинос — сочетание удачное, на мой взгляд. А вот чёрные туфли под эти же чинос не подходят совершенно. Монки, броги/дерби — всё равно плохо. Магия. (:
В статье дважды недобрым словом помянуты охранники за их якобы любовь к чёрному цвету (их на самом деле никто не спрашивает нравится им чёрный или нет, положено — вот и всё). За что такая немилость?
Почему немилость? Просто подчеркнули, что у них это свойственно.
tristatedomestic.com/wp-content/uploads/2010/11/bodyguard7.jpg
Ну охранник не солдат. Я думаю, человек выбирает работу, которая хоть немного ему нравится, включая сопутствующий ей антураж.
На самом деле немилости нет. Но и восхищения тоже.
«Исторический» обзор доставляет. К чему разводить басни про «смысл сдержанности и аскетизма», когда все гораздо проще — до 19 века не были еще изобретены стойкие и дешевые красители черного цвета, а в 19 веке, особенно в странах, переживавших индустриализацию, черный цвет был популярен благодаря доступности и практичности — сажа, которая в том же Лондоне буквально витала в воздухе, была не так заметна на черной одежде.
Сергей, если статья вам доставляет, не читайте. Мог бы поспорить, но в заданном вами тоне нет желания это делать.
Извините, что влажу в комментарий, не мне адресованный, но если у комментатора есть аргументированное мнение, отличное от авторского, почему бы не описать это в своём блоге вместо фамильярных заявлений в адрес автора, потратившего на написание статьи собственное время и едва ли много на ней заработавшего. Вы же заходите и, не особо утруждаясь с аргументацией, вываливаете своё мнение за чистую монету. Что характерно, придирка к нюансу, который совершенно сути и ценности статьи не меняет. Почему бы не зайти, скажем, на секцию бокса, и не сказать, что тренер показывает хук справа совсем не так как нужно, а Ваш вариант исполнения — самый правильный?
Далеко не в первый раз встречаю подобную беспардонность в блогах у людей, которые пишут интересные статьи, и в комментариях постоянно кому-то что-то НЕ ТАК.
Господа, проявите чуточку уважения к человеку, который тратит своё время и энтузиазм на то, чтобы сделать этот мир чуточку лучше, и привить чувство гармонии и прекрасного всем нам, читателям.
Алексей, спасибо.
Да уж :) Прошу извинить, если тон не понравился. Спорить не стоит — я как раз сейчас читаю книгу о быте викторианской эпохи (How to be a Victorian), и там очень-очень подробно описываются причины внезапной популярности черного цвета — те самые, которые я обозначил в первом комментарии. После этого читать про «интересное и труднообъяснимое явление» на самом деле странно. Обижаться на тон и не видеть содержательной части комментария — как минимум странно. Вы в Интернете, господа. Как известно, здесь могут и на х.. послать (чего в моих планах нет, не знаю насчет вас).
> Обижаться на тон и не видеть содержательной части комментария
Не видеть содержательной части статьи — как минимум странно. Обозначать свои мысли в виде претензии, — как минимум невежливо. Считать, что существует лишь одна книга (именно та, которую Вы читаете) как ультимативный источник истины, а других источников не существует, либо они ложные, — как минимум неразумно.
Две минуты пользования гуглом дают мне основания полагать, что автор статьи строил своё изложение тоже не на пустом месте и тезисы взяты не с потолка. Манера и стиль — это его личное дело как автора.
Но Вы почему-то решили показать всем, что Вы — самый эрудированный и умный, а автор — не совсем. При этом искренне удивляясь, почему же вместо заслуженных лавр получаете порицание от читателей. Самое забавное, что своё негодование аргументируете тем, что «Это интернет, здесь могут и на х.. послать». Едва ли на Вас кто-то собирался обижаться, просто Вы себя выставляете человеком дурных манер с полным отсутствием чувства такта. Я удивлён, что среди читателей этого блога есть и такие.
Стиль начинается не с одежды. Не стоит это забывать.
Вы услышали мнение одного историка и сразу накинулись на мой текст. Между тем, это всего лишь его точка зрения, а вы выдаете это как окончательную истину, с которой даже нельзя спорить.
Вот книга Джона Харви «Люди в черном», серьезная работа, основанная на множестве источников: livelib.ru/book/1000461344
19 веку там посвящена львиная часть, но ни слова нет о саже, витавшей в воздухе.
Вот видео Ольги Вайнштейн, современного специалиста в области теории моды, о «великом мужском отказе»: arzamas.academy/episodes/67
Она вообще говорит, что все это дело распространилось благодаря дендизму, в частности, Браммелу.
Вот английский психоаналитик Джон Карл Флюгель psi.webzone.ru/st/146300.htm, который в 1930 году пишет о 19 веке: «Коммерческие и индустриальные идеалы завоевывали класс за классом, пока, наконец, не были приняты аристократией во всех наиболее прогрессивных странах; простой и форменный костюм, ассоциировавшийся с такими идеалами, вытеснял разнообразные и вычурные предметы одежды»
Вы правда считаете, что такое глобальное явление в моде могло произойти только из-за подешевевших красителей и сажи? Социокультурные изменения (демократизация общества, протестантсткая трудовая этика) вы в расчет вообще не берете?
Хорошая статья :)
Но было бы интересно почитать о так называемом «авангарде» в современной моде (от брендов Boris Bidjan Saberi, MA+, Ann Demeulemeester, например). Там в основном используется только чёрный и много внимания уделяется материалам и фактуре.
Я бы ещё к Вашему списку Yohji Yamamoto добавил. :) Рыцарь чёрного…
Да, спасибо, марки хоть и не рассчитаны на широкую аудитория, но интересные.
Черный с бежевым мол сочетается. Но почему же черные ботинки с бежевыми штанами забракованы? =(
Я об этом как раз писал в комментарии выше. :) Меня тоже это удивляет. Но на практике это именно так: свитер с чинос сочетается, а туфли с чинос светло-коричневого, оливкового/хаки цветов — нет. Может быть, Yepman ответит, что за феномен и как так выходит…
Олег, говоря о черной обуви я прежде всего имею ввиду глубокий черный:
Сочетать ее с бежевыми брюками можно при условии, если это будет достаточно нейтральный бежевый (серо-бежевый):
Причем здесь черные туфли поддерживаются темными галстуком и ремешком часов.
Теплый коричневый цвет брюк, например, такой:
— очень неформальный, поэтому черная обувь здесь будет смотреться плохо. Если очень хочется надеть черные ботинки, то пусть они будут иметь какие-то коричневые элементы:
Бывают, конечно, ботинки черного цвета, которые нельзя назвать формальными:
Но и с ними черные штаны теплого коричневого цвета будут неуместны. Здесь нужны брюки запыленных бежевых, землисто-коричневых оттенков.
Черная и коричневая одежда имеют больше шансов на сочетание между собой: я надеваю вместе черный укороченный тренч и горчичного цвета брюки, но никогда эти же брюки не надену с черной обувью — мне всегда кажется, что ботинки смотрятся одиноко, выбиваются из общей картинки. Какого-то рационального объяснения дать не могу, если честно.
Спасибо, Роман, за статью. Читаю ваш блог полгода, пересмотрел свой гардероб. Однако комплименты редко слышу, видимо люди черствые стали какие-то. За спиной говорят, а в лицо мало кто осмеливается. И да- черная обувь с синими джинсами мне всегда не нравилась чисто интуитивно.
Аристарх, спасибо. Да, многие вещи в стиле понимаются на интуитивном уровне.
Ну, я бы не стал такое значение придавать мнению окружающих: прежде всего вам должно нравиться. К тому же далеко не все предпочитают высказывать его вслух, но это и не всегда нужно: достаточно заметить огонек в глазах смотрящей на вас девушки, и вам станет понятно, что сегодня вы на высоте.
Роман, спасибо за великолепную статью! Очень бы хотелось продолжения этой традиции и таких же статей по другим цветам, не только ахроматическим, но и более редким и ярким.
Алексей, да, тема цветов интересна всем, думаю. Напишем.
Хорошая статья. Спасибо автору!
Согласен с тем, что черная обувь не самый универсальный предмет гардероба. И все же — в сочетании с джинсами — имеет ли право на жизнь комбинация черных ботинок челси и зауженных светло-синих джинсов?
Со светло-синими, все же, нет. Максимум — темно-коричневые.
А с тёмно-синими, классическими джинсами, разве не будет хорошо смотреться?
Ну, почему, по-моему, очень даже ничего себе:
img1.wildberries.ru/big/new/720000/729779-2.jpg
С темно-синими будут. Alex спрашивал про светло-синие.
Браво!=) Очень хорошая статья! =) Казалось бы можно знать многое, но все равно появится человек, который расскажет то, что ты не знаешь=) Особенно интересно про то, что черный это всегда отстраненность вне зависимости от дальнейших «масок». Хотя черный не всегда «зловещий» — не во всех культурах, по крайней мере. но всегда «отстраненный».
Сабира, спасибо! Я старался )
В этот тред как нельзя кстати подойдёт обсуждение гетто-готики. Однако, более сказать нечего, тк узнал про такой фешн-стиль из треда про красные мокасины…
Привет YepMan спасибо за блог и статью. Узнаю много нового!
С чем можно одевать такую обувь?
ecco-shoes.ru/images/eshop/img/other/big/620044_01001_1.jpg
Алихан, привет! Я бы рекомендовал носить такую обувь с классическими брюками черного, серого, серо-бежевого, синего или темно-синего цветов.
А какой подобрать верх к нему?
Вариантов масса: пиджаки, рубашки, свитера в достаточно сдержанном классическом стиле.
Здравствуйте yepman! Не подскажете где можно купить такого типа пиджак s017.radikal.ru/i418/1506/a8/273e2ff454ab.jpg ? Или это сшитый под заказ?
Здравствуйте! В Allsaints есть подобные вещи.
Paul Harnden
Сочетание: Черный костюм+белая рубашка+черный галстук? В повседневной работе, по дресс коду?
Сочетание довольно официальное. Если дресс-код того требует, то, конечно, выбора нет — одеваться только так придется.
Благодарю вас за ваш ответ.
Еще вопрос. Что считается консервативней из мужского аксессуара-черный портфель или (кейс)дипломат?
Также в довершение к черному костюму — черные очки из роговой оправы, и черное пальто, черный зонт трость….Думаю что оригинально.
Вот представляю вам мысли с разных форумов о черном цвете.
Немного о черном цвете в одежде…..
Черный галстук, пожалуй, нет более универсального аксессуара, чем черный галстук. Он подходит как для строго дресс-кода, так и для неформальной обстановки. Черные — однотонные галстуки чаще всего выбирают «бесцветные» или «протокольные» мужчины. Они во всем любят порядок, следуют установленным правилам, настороженно относятся к любым новшествам. Стремятся быть «правильными» во всем, чем нередко просто бесят своих избранниц. Однако и в отношениях с женщинами такие мужчины также чаще всего «правильны» и последовательны.
Классическое сочетание – черный костюм, белая рубашка и четный галстук. Это эталон стиля (более подробно можно почитать в моей статье о сочетании черного и белого цвета). На полуформальной встрече обязателен черный костюм и черный галстук.
Современное сочетание – тонкий черный галстук и белая рубашка, отличный выбор для молодого человека.
Черный цвет костюма является самым официальным и торжественным одновременно. Судя по последним веяниям моды, не возбраняется носить его и в повседневной рабочей обстановке. Кроме того, что этот цвет уместен на любом ответственном мероприятии, он еще и умело скрывает недостатки фигуры: делает Ваш силуэт более подтянутым и стройным. Черный костюм выигрывает за счет своей схожести с официальной одеждой (фраком, смокингом), а также за счет подчеркивания авторитетности его обладателя. Психология чёрного цвета в одежде противоположна во всём, кроме творческого начала. Данный оттенок свидетельствует о спокойном духе. Люди, одетые в чёрный цвет, по мнению психологов — реалисты. Они строги, деловиты.
С уважением, Марк
Марк, добрый день!
Дипломат (кейс с жесткой конструкцией) сейчас носят гораздо реже портфелей. Если вы имеете ввиду примерно это:
то да, это очень консервативный вариант, но я бы не сказал, что устаревший. Портфель, например такой:
тоже консервативен, но в меньшей степени.
Одеться в черный костюм и добавить черные аксессуары (очки, зонт), конечно, можно, это будет логично, но я бы не сказал, что очень оригинально. На мой взгляд, для этой цели нужны какие-то более неожиданные ходы.
Что касается цитат:
На мой взгляд, галстуки синих тонов более универсальны.
Думаю, что полуформальная встреча как раз подразумевает возможность отказаться от такого строгого одеяния, как черный костюм и галстук.
Здравствуйте! Имеет ли место быть на учёбе (лицей, 3 курс — 11 класс) следующий образ: чёрный костюм (приталенный slim-пиджак, зауженные твиловые брюки) в сочетании с белой сорочкой и туфлями броги тёмно-древесного цвета)? Может ли такой образ выглядеть чопорно, слишком официально? И еще, насчёт платка-паше: белый вариант уместен, или следует подобрать платок другого цвета, чтобы создать некий яркий акцент, отвлекающий от черного)? Спасибо.
Станислав, здравствуйте!
Довольно официально, на мой взгляд. Белая рубашка и черный костюм (даже с коричневыми брогами, несколько снижающими градус формальности) для повседневного ношения на учебу — сомнительно. Собственно то, о чем я говорил в этой статье. Я бы выбрал более расслабленный стиль. Как минимум, серый или темно-синий костюм или сочетание непарных брюк и пиджака.
Есть парный slim-костюм цвета древесного угля, его можно считать менее формальным? Спасибо.
Станислав, костюм древесного угля (charcoal) не намного, но все же менее формален, чем чисто черный.
Еще, мне кажется, если надеть фиолетовые твиловые штаны вместо черных и добавить нагрудный хлопковый платочек того же цвета, а остальные детали оставить без изменения, то получится вполне себе интересный и элегантный, но в то же время не чопорный образ :) Что скажете?
Станислав, да, черный с фиолетовым смотрится интересно. Платок того же цвета, что и брюки, возможен, правда, есть нюанс, когда в стремлении к созданию завершенного целостного образа легко переступить зыбкую грань, которая отделяет непринужденность от нарочитости. Здесь я высказывался по этому поводу.
Отлично, благодарю.
Купил черный хлопковый непарный пиджак от Massimo Dutti на распродаже. Теперь не знаю, с чем его носить ))) Что можете посоветовать? Интересует цвет чиносов и рубашки.
Алексей, как я написал здесь, цвет брюк может быть темно-пурпурным. Если вам кажется это слишком смелым или трудно найти такой цвет в продаже, можно попробовать серый или темно-синий. Бежевый (ближе к серому) тоже должен неплохо смотреться. Плохими вариантами мне кажутся голубые или коричневые джинсы или чиносы.
Рубашка — белая, голубая, возможны другие цвета, но тут нужно смотреть, какие брюки будут.
Спасибо большое!
http://www.enilandshop.ru/upload/shop_3/4/2/0/item_42035/shop_items_catalog_image42035.jpg
1. Почему не действует правило, что рубашка должна быть светлее пиджака? Из-за того, что это ахроматические цвета?
2. И считаете, что к черной рубашке и футболке больше подойдет серый или более светлый цвет блейзера, нежели чем темно-синий?
Айдар, это правило действует, но бывают исключения. Здесь, например, есть пример сочетания черного поло со светлым пиджаком (Дастин Хоффман): http://yepman.ru/voprosy/vopros-otvet-mozhno-li-sochetat-polo-s-pidzhakom/
Выглядит хорошо.
Но черные классические рубашки я не очень люблю: любой наряд с ними превращается либо в похоронный, либо гангстерский.
С черной футболкой я бы скорее всего надел темно-синий пиджак.
1. Кажется, что сочетание черный+синий не очень удачным, т.к. они оба более темных цвета и сливаются, нет выраженного контраста, как например… черный + (серый, бордовый, белый, бежевый и т.д…) но тут думаю опять-таки нужно смотреть в первую очередь на цветотип, нежели, чем на сочетание цветов, т.к. цветотип будет стоять выше в приоритете?
2. А что касается белого цвета, он тоже не такой универсальный, как черный?
3. И что касается контраста, если твой цветотип не контрастный, то можно контраст делать внизу, а наверху уже более плавный переход или в целом образ будет не гармоничным?
Автору статьи: ЧЁРНАЯ ОБУВЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ЛЮБЫМ КОСТЮМОМ, т.е. цветом, даже белым. Это классическое правило!!!))))
Капслок сделал свое дело: убедили.
Купил чёрный костюм, т.к. понравилось, как он смотрелся с белой рубашкой на коллеге. Но теперь сомневаюсь, что покупка того стоит, ибо в статье говорится, что стоит избегать носить чёрный пиджак с контрастной (белой) рубашкой. Но если не с белой, то с какой? У меня ещё есть пару недель, чтобы поменять костюм на более «практичный» :)
Роман, Вы пишете о том, что сочетание белой рубашки и черного пиджака идёт далеко не всем. Согласен с Вами, но как же быть с дресскодом black tie? Или в данном случае можно пренебречь своим типов внешности и контрастностью черт лица в угоду правилам и традициям?
Арсений, да, это как раз тот случай, когда правила придется соблюсти, даже если они не идеально вам подходят. С другой стороны, такие мероприятия не каждый день случаются, и здесь к этому нужно просто философски отнестись.