Одежда в фильме “Красный круг” (Le cercle rouge 1970 г.)

Красный круг обзор одежды в фильмеУже не помню точно, почему я решил посмотреть этот фильм, как я на него наткнулся. По-моему, было настроение посмотреть что-то французское, не слишком сложное, но добротное. Анонс Кинопоиска давал надежду на то, что я получу желаемое, а скриншоты с обилием хорошо одетых мужчин окончательно определили выбор. В итоге — ноль процентов разочарования, полное погружение в мир классической европейской моды конца шестидесятых и отличный криминальный сюжет как бонус.

Большинство персонажей — полицейские и преступники, немного нейтральных посетителей заведений или прохожих и совсем мало женщин. Герои немногословны, а длинная сцена ограбления и вовсе проходит без единого слова и громкого звука. Ален Делон, умеющий играть одними глазами, как никто другой уместен в подобной роли. Что касается Бурвиля (одна из последних его ролей в кино), то мне понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к серьезному комиссару полиции, которого он играет: очень уж прочно засел в голове маляр и штукатур Огюстен Бюве из “Большой прогулки”.

Маттей

Комиссар Франсуа Маттей (Бурвиль) носит темно-синий костюм-тройку, черные монки и черный галстук с белой рубашкой. Солидность облика хорошо отражает сущность хладнокровного, умного и жёсткого полицейского, лишь дома по вечерам, в тихой одинокой квартире, добреющего в сентиментальной заботе о трех пушистых кошках. (Любопытно, черт возьми, почему они все ходят дома в обуви? На улице зима, слякоть, а пол и ковер чистые). Костюм у Маттея приталенный, с гладкой грудью и прямыми плечами со слегка приподнятым окатом рукава. Белые манжеты сорочки выступают из-под пиджака на правильную длину, впрочем, почти как у всех мужчин в этом фильме. Приталенность и облегание, надо понимать, далека от кроя многих современных модных пиджаков, на которые больно смотреть. Именно это и составляет львиную часть удовольствия при просмотре — возможность наслаждаться классическими силуэтами, не уродующими фигуру.

Черный трикотажный галстук (вязаный шелковый с прямыми концами), вообще, считается одним из самых неформальных галстуков, однако черный вариант, как мы видим, вполне сочетается со строгим костюмом. Носят такие галстуки и Маттей, и его помощник, и Йенсен. Впрочем, мы должны иметь ввиду, что в 50-60-е этот аксессуар находился на пике моды после долгого забвения с 1920-х годов.

 

Маттей тренч

Маттей носит правильный тренчкот светлого песочного цвета. И не только он. Впрочем, легче сказать, кто его не носит в фильме — настоящая униформа для представителей обоих лагерей — и преступников, и тех, кто их ловит. Зима в Париже 1970 года, видимо, было довольно теплой, поэтому тренч вполне годился в качестве верхней мужской одежды. Опять же, вопреки некоторым мнениям, как видно, этот вид верхней одежды прекрасно сочетается с деловым костюмом и обувью.

Правильность тренча комиссара в деталях: два D-образных кольца на поясе сзади, наличие кокетки и gun flap’a у обеих ключиц, стеганый пояс и хорошая длина чуть выше колена. Поднятый воротник и серая фетровая шляпа довершают элегантный образ. Вне города Маттей меняет тренчкот на теплое двубортное коричневое пальто.

Маттей и директор генеральной полиции

Облик директора генеральной полиции мне показался в чем-то даже интересней. В первую очередь из-за прекрасно скроенного трехпуговичного костюма более старомодного кроя, нежели у Маттея. Разницу можно хорошо рассмотреть, благодаря тому что оба часто находятся рядом в кадре. Это тоже тройка, тоже темно-синяя гладкая шерсть, однако в силу возраста, видимо, и консервативности, директор предпочитает силуэт из 40-50-х, когда костюмы имели гораздо больше свободы в груди и в проймах — силуэт очень сильно напоминает американский sack (примеры можно посмотреть в таких фильмах, как “Человек в сером фланелевом костюме” или “Телевикторина”), однако плечи здесь более покатые и, в отличие от sack’а, все-таки имеется намек на приталенность.

Директор застегивает пиджак только на среднюю пуговицу, демонстрируя жилет и позволяя лацканам элегантно закругляться (застегнутая верхняя пуговица трехпуговичных пиджаков обычно заставляет лацканы складываться в слишком резкий и плоский угол).

Иконические очки типа Browline frames (или Clubmaster), модные в 50-60-х, шёлковый галстук в редкую крапинку, завязанный маленьким узлом, аккуратно вписавшимся меж острых уголков отлета воротника сорочки, белая полоска манжет внизу рукавов — все это очень изысканно и привлекательно.

Генеральный инспектор

Генеральный инспектор — довольно колоритный персонаж, который запомнится не только фразой “все люди только рождаются невиновными, но это продолжается недолго”, но и манерой выглядеть. Густые усищи, трубка, кольцо-печатка на мизинце, очки в черепаховой оправе — небольшие, но характерные детали, в меру экстравагантные, но органичные, принимая во внимание важность положения. Инспектор носит брюки и пиджак разных цветов, шёлковый галстук в крапинку повязан ассиметричным узлом и имеет ложбинку, манжеты рубашки необычайно широки.

В кадре, когда инспектор выходит из полицейского управления, держа в руке зонт-трость, на голове у него мы замечаем шляпу типа Homburg. Такую носил Черчилль и, надо сказать, это довольно официальный вид головного убора, более строгий, чем, скажем, обычная федора из мягкого фетра.

Сын Санти

На фоне темной тучи костюмов из гладкой шерсти, в которые одет почти каждый первый в фильме, сын Санти, молодой человек, ставший заложником в игре Маттея и отца, привлеченный по формальному поводу, выглядит ярко и неординарно. Темные брюки, светлый спортивный твидовый пиджак, узкий галстук с заметным рисунком и рубашка с воротником на пуговицах. Типичный и очень популярный в то время стиль американских студентов Лиги Плюща (в деталях стиль можно рассмотреть у Дастина Хоффмана в фильме “Выпускник”). Позднее мы замечаем красные носки и заправленный в брюки галстук.

Помощник комиссара

Воротник на пуговицах (button-down) довольно неформален по стилю, однако помощник комиссара вполне успешно сочетает его с деловым костюмом, что смотрелось бы немного странно, если бы не вышеупомянутый трикотажный галстук. Отметим также хорошую ширину отлета воротника, позволяющую образовывать правильное закругление и объем, так называемый collar roll.

Коре (Ален Делон)

Коре, самый харизматичный персонаж (еще бы, Ален Делон), одет в тот же темный костюм, белую рубашку и тренч (не такой аутентичный, как в “Самурае”). Правое запястье плотно облегает ремешок с небольшими квадратными часами Cartie. В глаза бросается некоторая общая неряшливость, впрочем, вполне объяснимая: Коре только вышел из тюрьмы после пятилетнего заключения и еще не успел побывать дома. Позже он исправится: белоснежная рубашка, аккуратно повязанный галстук и прекрасно сидящее черное шерстяное пальто. А в руках два изумительных кожаных саквояжа, премиальное качество которых почти осязается по эту сторону экрана.

Коре саквояжи

Я долго искал ответ на вопрос, что же это за саквояжи, но, к сожалению, не нашел ничего похожего, однако один знакомый мастер по коже, сказал что это Hermes. Достойное вместилище для драгоценностей на два миллиарда франков “старыми”!

Коре машина

По выходе из тюрьмы Коре покупает стильный американский четырехдверный Плимут. Забавная деталь: по всем признакам это модель 1966 года — Plymouth Fury III, однако когда нам показывают крупным планом свидетельство о регистрации, мы видим, что дата выпуска указана 1963 год (кто разбирается в винтажных авто, прошу разъяснить, неточность в фильме или все-таки такие модели уже были в 1963 году).

Свидетельство о регистрации

Йенсен (Ив Монтан) не просто опрятен и элегантен — нет, он одевается, как настоящий щеголь. Впрочем, без вызова и эпатажа, в спокойной дендистской манере. На протяжении фильма Йенсена мы видим в пяти разных образах. В первой сцене о лоске денди нет и речи (тем более контрастными и приятными будут его дальнейшие преображения), здесь герой явно не в форме, лишь обилие сундуков-гардеробов Louis Vuitton дома намекают нам об аристократическом вкусе хозяина.

Оставив всех тварей в домашнем шкафу, а с ними помятость, щетину и послезапойный озноб, Йенсен приходит на встречу с Коре лучезарно сияющим неподдельной элегантностью.

Йенсен (Ив Монтан)

На нем черные дерби, серое шерстяное пальто по фигуре, рубашка в широкую полоску. Воротник с закругленными уголками (club collar), стянут булавкой, приподнимающей черный трикотажный (опять!) галстук.

 

Йенсен предварительный визит

Предварительный визит в ювелирный магазин. Здесь Йенсен, как и нужно, чтобы выглядеть корректно, одет суперреспектабельно. Шляпа Homburg, темное пальто честерфилд с бархатным черным воротником, белая рубашка, запонки и булавка под галстуком. Черные тонкие кожаные перчатки туго облегают кисти рук. Ни тени подозрения у продавца Mauboussin (кстати, марка существует и по сей день) такой вид вызвать не может.

Йенсен машина

Перед ограблением Йенсен выезжает в лес на своем Mercury Colony Park 1968 года потренироваться в стрельбе из ружья. На нем черные ботинки челси, темные брюки и песочного цвета вязаный кардиган поверх бежевой водолазки.

Йенсен ограбление

Апогея утонченности достигает его одежда непосредственно во время ночного нападения на магазин. Йенсен меняет костюм на смокинг, обычную рубашку на очень тонкую белоснежную, а галстук на узкую черную бабочку. Поверх надет бежевый тренчкот с темными объемными кожаными пуговицами, пояс которого не застегнут на пряжку (кстати, здесь она, по-моему, обтянута кожей, как на настоящем тренче Burberry), а просто небрежно завязан. После удачного выстрела Йенсен достает из внутреннего кармана серебряную фляжку с чем-то вкусным, видимо, но не прикладывается к ней, а лишь изысканно втягивает носом несколько ароматных молекул.

Фогель и Коре, куртки

Выполняя более грубую работу, Коре и Фогель во время ограбления одеты соответствующе: плотные хлопковые брюки, кепки, синие кеды с темной подошвой и почти одинаковые зеленые куртки. По моим ощущениям это военные куртки французского морского флота. Впрочем, они могут оказаться и какими-нибудь рабочими куртками. В любом случае, общий стиль криминальной парочки резко контрастирует с официальным, к которому привыкаешь на протяжении просмотра картины.

Фильм настоятельно рекомендую к просмотру, или к пересмотру, если кино вам уже знакомо. Надеюсь, обзор добавит интереса и более осознанного восприятия тем, кто интересуется данной темой. Делитесь в комментариях впечатлениями, а также советуйте, пожалуйста, если знаете, хорошие фильмы с профессиональной работой художника по костюмам.

Запись опубликована в рубрике Обзоры с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Одежда в фильме “Красный круг” (Le cercle rouge 1970 г.)

  1. Андрей говорит:

    Спасибо большое за статью. Очень познавательно.И оригинально Ни у кого не видел обзоров на костюмы мужчин-персонажей фильмов. А как Вы считаете, все эти тренчкоты они из какого материала? Из хлопка?

    • yepman говорит:

      Андрей, традиционно тренчкоты шьют из габардина, хлопковой ткани, которая полностью водонепроницаема, но при этом пропускает воздух. Подкладку обычно из вискозы делают.

  2. Игорь говорит:

    Спасибо за статью, Роман! Как всегда Вы внимательны к деталям, незаметным сразу. За годы, что я Вас читаю, ни к одной теме Вы не отнеслись поверхностно. Браво!

  3. Константин говорит:

    Визуальный шедвер и стильный фильм, как многие французские тех лет. И великолепный анализ от Автора! Спасибо за строки удовольстия! И надо пересмотреть его.

  4. Андрей говорит:

    Как всегда интересно и познавательно)

  5. Павел говорит:

    Спасибо, Yepman! Пишите, пожалуйста, чаще.

  6. Глеб говорит:

    Наконец и здесь появился серьезный материал о костюме в кино. До недавнего времени кинофильмы как источник сведений о мужской и прочей моде были явно недооценены. А между тем именно кинофильмы снятые в свою эпоху являются наиболее полным и беспристрастным источником о стиле своего времени. Старые журналы мод мало доступны современной публике, да и тренды, публиковавшиеся в них имели (и сегодня имеют) существенные отличия от реальной ситуации в мире повседневной одежды. Скажем так, журналы мод отражают взгляд дизайнеров и производителей, в том время как повседневная мода может быть в той или иной степени другой.
    Таким образом, одежда героев кинофильмов гораздо ближе к повседневной моде. Задача режиссера и художника по костюмам не лепить футуристический образ остромодных тенденций, а в сделать персонажи узнаваемыми. Чтобы кутила с Лонг-Айленда, миллионер с Уолл-стрит, водитель из Детройта или гангстер из Чикаго были похожи на себя, а инспектор парижской сыскной полиции не казался моделью сбежавший с подиума пред-а-порте.
    Поэтому очень важно дальнейшее исследование мужской моды сквозь призму кино, при том, что открытия в этой сфере не только дополняют наши знания, но опровергают некоторые современные мифы о мужской одежде распространяемые современным авторами и модными журналами.
    Что касается фильма «Красный круг» то отмечу, что конец 60-х начало 70-х годов это уже начало упадка культуры классического костюма, следствием которого стала джинсовая революция 70-90-х годов. В этой сфере гораздо интереснее 20-40-е годы ставшие золотым эталоном мужской классики

    • yepman говорит:

      Глеб, все верно, где еще увидишь моду в движении, как не в фильмах. Именно поэтому художник по костюмам супернужная профессия. Подобрать костюмы точно в соответствии с духом времени без переборов — очень и очень важно. Архив всех номеров журнала Esquire, который они выложили недавно в сеть, можно листать бесконечно долго и увлеченно, но ничто так верно не покажет повседневную одежду, как фильм с хорошей работой художника по костюмам.
      Спасибо, за ценный комментарий!

  7. Иван говорит:

    Здравствуйте, Роман! Возможно, Вам будет интересен для анализа «образов» сериал «Сплетница» — сериал о жизни манхэттенской элиты. Здесь преимущественно представлен стиль «Преппи».

  8. Виктор говорит:

    Спасибо. Великолепная статья.

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *